Инвестиции в стартапы | Прибыльный Форекс

Инвестирование в стартапы

Такое понятие, как инвестирование в стартапы, появилось в финансовом мире сравнительно недавно и переживает сейчас свой бум, набирая обороты не только с каждым годом, но буквально ежемесячно. Само по себе прямое вложение в рискованные проекты, которые находятся на начальном этапе своего развития и сулят высокие прибыли, существует довольно давно и называется венчурным бизнесом.

Молодые, только выходящие на старт компании (отсюда и появился сам термин) ещё не имеют возможности эмитировать акций и размещать их на бирже – по закону для этого требуется многолетняя положительная репутация и наличие убедительной финансовой истории. Тем не менее, инвесторы прекрасно знают, что вложение в стремительно развивающиеся проекты, о которых еще немногим известно, или в идеи талантливых молодых людей, могут приносить фантастически высокие прибыли. Это особенно заметно в сфере информационных технологий, но удачные стартапы проектов музыкальных альбомов или художественных фильмов также очень привлекательны.

История развития бизнеса во всём мире подтверждает, что доходность вложений в идеи и творческие начинания может составлять астрономические цифры, как это было в определённые периоды развития самых известных компаний, таких как Google, Apple или российский Рамблер. Именно по этой причине инвестирование в стартапы столь привлекательно. Это так, даже несмотря на факт, что более 75% новых проектов не доживает до своего звёздного часа, так и оставшись на стадии идей.

Немного сухих цифр

Для того чтобы взглянуть на стартапы с точки зрения финансиста, который больше доверяет фактам чем рассуждениям, надо принять во внимание:

  • Доходность успешного проекта на пике его роста составляет 5–7% в неделю. Прибыль от инвестирования в акции обычных компаний, если не участвовать в ежедневных спекулятивных операциях на фондовой бирже, редко превышает 20% в год.
  • Объем вложений только корпорации Apple в перспективные развивающиеся проекты, имеющие непосредственное отношение к Startup-отрасли в 2015 году, согласно официального отчёта, составил 43,7 млрд. долларов.
  • Количество сделок, связанных с инвестициями в новые проекты за последний период выросло по оценке аналитиков агентства Dow Jones в 3,6 раза по сравнению с 2014 годом.
  • Доля стартапов, не имеющих выхода на IPO (т. е. возможности размещать акции), но получающих прямое финансирование от инвесторов, только в российском секторе IT составляет 17.6%. Мировая часть таких проектов превышает 23% от их общего числа.
  • Суммарное количество зарегистрированных на текущий момент небольших и средних проектов, с заявленной суммой инвестиций от 50 тыс. до 1 млн. долларов, по оценке крупнейшей биржи Kickstarter, составляет на 2015 год 13.2 млн. записей, доступ к которым имеет любой желающий.

Можно по-разному комментировать эту информацию. Но в любом случае, независимо от дальнейшей интерпретации, принимая решение о выборе нового объекта инвестирования, к ней следует очень внимательно прислушаться.

Этапы большого пути

Традиционно, все новые проекты, независимо от других обстоятельств, проходят три этапа привлечения инвестиций, которые отличаются по объёму, целям, способам и их участникам:

  • Начальный этап, который также называют «посевом». На жаргоне американских финансистов он получил сокращённое название 3F, что означает в переводе родные, семья и дураки. На этой стадии о проекте известно очень ограниченному кругу лиц, которые вкладывают чаще небольшие, но иногда и крупные суммы, которые скорее похожи на безвозмездные пожертвования. Эти деньги идут на первоначальное оформление идеи, реже – на разработку детального бизнес-плана или подбор штата менеджеров. Этап не представляет реального интереса для серьёзных инвесторов, за исключением тех случаев, когда они сами подпадают под одну из этих 3F-категорий.
  • Этап бизнес-ангела. В это время молодой проект получает прямую поддержку одного или нескольких инвесторов, которые в обмен на это становятся у руля будущей корпорации, получают право войти в совет директоров и имеют существенную долю в капитале. Обычно осуществляется опытными профессионалами, имеющими солидные средства и готовыми рисковать. На этом этапе формируется управление будущим проектом, оформляются предложения для широкого круга инвесторов, детально прорабатывается бизнес-план, нанимается первый штат сотрудников. Материалы и оборудование, как правило, ещё не приобретаются, но может быть создан опытный образец. В этот момент может быть сформирован начальный перечень клиентов, имеющих определённые льготы и преимущества в будущем. Интересен вкладчикам, желающим активно участвовать в деятельности компании, имеющим опыт и располагающим достаточными средствами.
  • Открытое венчурное финансирование. В это время вложения в проект становятся доступными широкому кругу инвесторов. Производится обычно через специальные венчурные фонды, биржи стартапов, краудфандинговые платформы и другие сайты для массового финансирования. Проект в это время уже имеет все формальные признаки корпорации, свою небольшую бухгалтерскую историю и обеспечен полноценной текущей отчётностью.

Важно понимать, что именно третий, открытый этап венчурного процесса имеет реальное значение для большинства массовых вкладчиков. Это связано с недостаточным развитием в России баз данных, открывающих прямой доступ к наиболее интересным инициируемым проектам и возможностью микрофинансирования на сумму 100–500 долларов.

В чём подвох?

Любые инвестиции – это неизбежный финансовый риск. Вложение денег в сверхприбыльные, но очень молодые проекты, многократно опаснее, чем размещение средств на банковском депозите. Правильное управление капиталом при венчурном инвестировании должно учитывать основные особенности этого сектора рынка:

  • Вероятность прямого мошенничества. Несмотря на жёсткий контроль, который есть в любом государстве, ловкие дельцы не могут оставить без внимания кошельки доверчивых вкладчиков, обходя сложные фильтры и барьеры, разработанные для борьбы с обманом. Жулики в области высоких технологий встречаются намного реже, чем обыкновенные «наперсточники», но они существуют. Забывать об этом, выбирая объект для инвестиций, нельзя.
  • Низкая ответственность. У менеджеров большинства стартапов, как правило, невысокий процент собственно доли в этих компаниях. Чаще всего, только 20–30% капитала принадлежит тем, кто придумал идею или начал развитие нового бизнеса. В случае неудачи, они легко найдут себе другую работу, а их личные убытки будут относительно невелики. Это нужно обязательно принимать во внимание всем, но особенно будущим бизнес-ангелам, чей вклад в проекты намного выше остальных.
  • Непрофессионализм управленцев. Развивающийся проект, как правило, не может позволить себе сразу нанять дорогой персонал, имеющий высокий уровень экономического образования и опыт работы в крупном бизнесе. Чаще всего, менеджерами становятся, по совместительству, сами разработчики идей и технических концепций, очень креативные люди, совершенно неспособные обеспечить полноценное функционирование предприятия. Большинство новых компаний умирает именно из-за неумелого руководства на старте.
  • Неправильная оценка. Очень часто, на первоначальном этапе развития , чтобы понравиться инвесторам и найти больше потенциальных вкладчиков, создатели стартапа вынужденно или намеренно занижают уровень затрат на развитие будущего бизнеса. Иногда это касается только рекламы и продвижения будущего продукта, но могут быть и более серьёзные ошибки. В результате даже самые перспективные идеи терпят крах, не получив сразу достаточной суммы. Дешёвый проект – совсем не значит хороший.
  • Массовый уход инвесторов. Случается, что вложение средств в новый проект делается не по глубокому убеждению инвестора, а только под воздействием агрессивной рекламы или на фоне кажущегося тренда. Если общественное мнение вдруг меняется, наблюдается резкий отток капитала и неизбежная смерть стартапа.

Это основные, но далеко не все из возможных опасностей и подводных камней. Несмотря на них, стартапы были и остаются одним из самых привлекательных объектов, куда можно вложить деньги.

Все не так печально

Инвестиции в молодые проекты приносят реальную прибыль. Если бы было иначе, популярность краудфандинга не была бы настолько высока. На сегодняшний день, из всех возможных вариантов получения прибыли, связанной с вложением средств, этот способ занимает одно из лидирующих мест, уступая только некоторым видам самых рискованных биржевых спекуляций и теневой экономике. Для достижения стабильного результата, в котором плановые потери много меньше потенциальной прибыли, инвестор должен обладать определёнными качествами:

  • Взвешенный подход и способность к анализу. Как правило, информации о том, куда вложить средства, как это будет работать и чего можно ожидать – более чем достаточно. Умение отфильтровать ненужное, найти в красивой рекламной упаковке крупицы истинно перспективного – отличительная черта хорошего инвестора. Но кто не пытается, тот ничего не получает в результате. Опыт приходит с ошибками.
  • Независимое экспертное мнение. Наличие собственного понимания, личная оценка рыночных потребностей и рисков – залог непредвзятого подхода к инвестированию, который не основан на мнении толпы. Мнение дилетантов может быть переменчиво, не основано на фактах, а профессионал оценивает объективно. Для того чтобы вложение в чужой проект было успешным, нужно относиться к нему как собственному, но в тысячу раз критичнее разбираться в деталях.
  • Терпение и умение ждать. Динамика развития бизнеса, особенно на этапе его становления, не может быть линейной. В ней обязательно есть периоды глубоких спадов и стремительных подъёмов. Не нужно выводить средства из проекта при малейшем поводе, важно иметь крепкую выдержку. Инвестирование в стартапы подобно ловле крупной рыбы – приходится не только долго ждать поклёвки, но и спокойно относиться к возможным неудачам.
  • Готовность потерять. Это философский момент, но лучшее в жизни приобретают, как правило, те, кто готов терять. Успешное инвестирование возможно только в том случае, если есть ясное понимание вероятности получить убыток и лишиться всей вложенной суммы. Несбыточные мечты рождают горькое разочарование.
  • Умение диверсифицировать риски. Прибыль от удачного вложения в создающийся новый продукт, если он завоюет рынок, может составлять сотни и даже тысячи процентов. Такое уже случалось не раз, хотя чаще она просто достаточно высока — до 5% в месяц. Но далеко не каждый проект доживает до такого успеха – часть из них умирает по самым разным причинам. Это неизбежная особенность венчурного бизнеса, обойти которую можно одновременным вложением сразу в несколько различных стартапов. Вероятность успеха при этом растёт многократно.
  • Наличие стабильных источников дохода. Несмотря на высокую потенциальную прибыль и возможность планирования, венчурное инвестирование во многом сродни лотерее. Надежда благополучно жить, занимаясь только покупкой счастливых билетиков, скорее всего, обречена на провал – доля рискованных инвестиций от общего числа всех вложений, не должна превышать 20%.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Подпишитесь на нашу рассылку:

Delivered by FeedBurner